Начало истории создания

Дом Ветеранов Кино учрежден в 1975 году постановлением Совета Министров СССР, Исполкомом Моссовета, Союзом кинематографистов СССР.

Идея создания Дома ветеранов кино зрела давно, поскольку потребность в нем была велика. Известный советский актер Николай Константинович Черкасов присмотрел отличное место вдали от шума городского. Чистый воздух, тишина, обилие зелени и просторная площадка для строительства дома и сада. Предложение Черкасова понравилось, и знаменитое черкасовское «все остается людям…» было подхвачено его творческими друзьями и соратниками Любовью Петровной Орловой и Григорием Васильевичем Александровым.

Практической реализацией предложения о создании Дома ветеранов кино упорно и настойчиво занимались Лев Александрович Кулиджанов, Сергей Васильевич Комаров, Григорий Борисович Марьямов. Вскоре необходимые постановления Советского правительства и Исполкома Моссовета были приняты. И дело пошло.

Открытие Дома ветеранов кино. В центре — Г.В.Александров.

Одной из первых новоселов Дома стала семья Сергея Васильевича и Галины Владимировны Комаровых. Недавно, в год 25-летия Дома ветеранов кино и в год своего 97-летия, Сергея Васильевича не стало {еще раньше ушла из жизни Галина Владимировна). Bсe эти годы Сергей Васильевич был душой и легендой Дома, до последних дней возглавлял Совет старейшин ДВК.

В энциклопедическом кинословаре о Комарове сказано: «Советский киновед, доктор искусствоведения. Автор работ по вопросам теории и истории зарубежного кино. С 1932 года преподает во ВГИКе, с 1953 года — профессор». Работу со студентами и аспирантами Сергей Васильевич закончил в 2001 году, когда его педагогический стаж составил 70 лет.

Профессор Комаров неоднократно выступал с лекциями в Эдинбурге, Лондоне, Париже, Нью-Йорке. Был членом жюри различных кинофестивалей. Более 20 лет состоял председателем интернационального студенческого киноклуба Общества дружбы с зарубежными странами.

— Я нисколько не жалею, что расстался с удобной квартирой в городе,

— говорил старожил Дома.

— Ведь тут обстановка очень теплая и сердечная. Я не раз замечал по своим товарищам, что пожилые люди стареют гораздо быстрее без такого, как здесь, внимания и заботы, без постоянного медицинского ухода и хорошего питания. В Матвеевском очень хорошо работается!…

Сергей Васильевич Комаров

Здесь, в Доме ветеранов, Сергей Васильевич написал немало книг, статей, текстов лекций. Его квартира № 66 на третьем этаже стала подлинной творческой лабораторией киноведа, историка, профессора. Именно такой, по решению администрации ДВК, она остается и сейчас, после его кончины…

Трудно переоценить вклад Сергея Васильевича в благоустройство Дома ветеранов кино, создание его уюта и благоустройство сада на прилегающей к Дому территории. Даже редкие, ценные сорта роскошных цветов он перевез сюда со своей личной дачи в Хотькове.



Григорий Борисович Марьямов

— один из тех, кому мы должны быть благодарны за создание Дома ветеранов кино. Его кинематографическая профессия — редактор художественных фильмов. Но еще на заре создания Союза кинематографистов СССР, в конце 50-х годов, Г.Б.Марьямов стал одним из руководителей союза. В его компетенции были организационные и хозяйственные вопросы. Обладая большими организаторскими способностями и недюжинной энергией, Григорий Борисович добился создания и других Домов творчества: в Репино под Ленинградом, в Пицунде на берегу Черного моря (Грузия) и в Дилижане (Армения).

Более 30 лет Григорий Борисович работал в Союзе кинематографистов в тесном контакте с Иваном Александровичем Пырьевым и Львом Александровичем Кулиджановым. Уйдя в отставку, он поселился в Матвеевском, в том Доме, созданию которого он отдал много сил, инициативы, энергии и здоровья. Он умер в этом Доме в 1995 году в возрасте 85 лет.

После официального открытия Дома ветеранов кино жилые комнаты Дома стали заселяться новыми хозяевами. Это были кинематографисты разных профессий, но всех их объединяли долгие годы служения одной Музе — киноискусству. Новоселами «первого призыва» (1977 г.) стали:

  • Вольф Борис Григорьевич (1896-1994)
    — организатор кинопроизводства. С 1925 года работал на киностудиях «Союзмультфильм», «Азербайджанфильм», «Мосфильм». Он был одним из создателей Комиссии ветеранов кино Союза кинематографистов.
  • Володко-Кулешова Ирина Николаевна (1908-1989)
    — актриса. Снималась в фильме «Поэт и царь» в роли Натали и в других лентах.
  • Ли (Штеренберг) Нина Алексеевна (1904-1992)
    — актриса немого кино. Снималась в фильмах «Крест и маузер», «За монастырской стеной» и других.
  • Гоморов Михаил Сергеевич (1898-1991)
    — кинорежиссер. Ученик Эйзенштейна и Пудовкина, их творческий соратник. Ветеран Великой Отечественной войны.
  • Сокольников Иван Иванович (1902-1982)
    — кинооператор-документалист. Им снято более 70 фильмов. Лауреат Государственной премии. Участник Великой Отечественной войны. Шатерникова Нина Яковлевна (1902-1982) — актриса кино. Снималась в картинах «Дни борьбы», «Господа Скотинины», «Поручик Киже», «Тайга золотая» и других.
  • Сатарова Генриэтта Григорьевна (1895-1985)
    — режиссер-монтажер Центральной киностудии документальных фильмов.
  • Лифшиц Михаил Ильич (1905-1986)
    — оператор-документалист. Снимал в Арктике и на фронтах Великой Отечественной войны.

Всего первыми поселенцами
Дома Ветеранов Кино в 1977 году стал 21 человек.

Популярность Дома росла. Ветеранов кино привлекала возможность сочетать полноценный отдых, освобождение от бытовых забот и атмосфера спокойной творческой работы. Год от года Дом ветеранов пополнялся все новыми и новыми кинематографистами. Одни из них приезжали для постоянного проживания в Матвеевском, другие — на время, чтобы полноценно отдохнуть или поработать. Сама жизнь вскоре добавила Дому ветеранов функцию Дома творчества. Кинодраматурги, режиссеры, художники, композиторы находили здесь наиболее благоприятную обстановку для творчества, когда можно уединиться в тиши комнаты, а можно и пообщаться с коллегами и соавторами в холлах или кинозале.

В 1978 году в квартире № 52 поселилась Мария Николаевна Смирнова. Она прожила здесь 14 лет, была членом двух творческих союзов, и за эти годы значительно пополнился список ее произведений.

Мария Николаевна стала знаменитой еще в те далекие годы, когда на экраны страны вышел фильм «Сельская учительница», поставленный по ее сценарию Марком Донским. Со стены комнаты из того далекого времени смотрел портрет улыбающейся Веры Марецкой, талантливо исполнившей в этом фильме роль Вареньки, Вари, Варвары… учительницы сельской школы.

В творческой биографии Марии Николаевны есть немало и других отличных фильмов, поставленных по ее сценариям. «Сельский врач» с Борисом Чирковым, «Полюшко-поле», «Хождение за три моря», «Повесть о первой любви»… В Доме ветеранов Мария Николаевна работала до последних дней своей жизни. Ее последней работой стал очерк для радио, который прозвучал на всю страну 4 мая 1993 года, в тот день, когда ее не стало.

Весьма ценил здешнюю творческую ауру и другой классик советской кинодраматургии Евгений Иосифович Габрилович. Вначале он работал в Матвеевском наездами, по творческим путевкам. Затем переехал сюда на постоянное жительство. Жил здесь и его сын Алексей, создатель ряда ярких документальных фильмов.

Евгений Иосифович Габрилович (1899-1993) — ровесник XX века. Он автор сценариев таких разных кинофильмов, как «Машенька», «Мечта», «Коммунист», «Два бойца», «Рассказы о Ленине», «Странная женщина», «Начало», «Монолог». Каждый из этих фильмов собирал миллионы зрителей и принес стране большие доходы. В качестве журналиста Е.И.Габрилович прошел всю войну, а в послевоенное время вдоль и поперек объездил всю нашу страну и многие страны мира. В последние годы жизни Евгений Иосифович именно в Матвеевском обрел место спокойного труда и отдыха.

«Я укрылся в прелестном бомбоубежище,

— говорил Евгений Иосифович.

— И вовремя… Здесь я пишу, здесь хорошо пишется. Я издал три своих тома, а теперь написал четвертый, как бы роман о нашем веке». Он назвал его «Последняя книга».

Евгений Иосифович Габрилович

Е.И. Габриловичу во многом обязана своим становлением русская сценарная школа, богатством идей — московская кинематографическая среда. Режиссеры Райзман, Ромм, Юткевич, Панфилов, Авербах… Его сценарии обеспечили им путь к эстетическим вершинам и сердцам зрителей. Евгений Иосифович — это живая история кинематографа. Ему по праву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Юлию Яковлевичу Райзману Дом в Матвеевском полюбился с самого начала. Он проводил здесь долгие месяцы и годы, постоянно общаясь с коллегами, а более всего со своим давним соавтором Евгением Габриловичем. Их роднило единство взглядов на проблемы современности, морали, нравственной ответственности старшего поколения за судьбы молодых. Каждый фильм Райзмана современен, будьте «Машенька» или «Последняя ночь», «Частная жизнь», «Странная женщина», «Твой современник», «А если это любовь»…

Режиссер пришел в советский кинематограф, когда он только начинался, и в его создание Райзман внес значительный вклад. Он ушел из жизни на 91-м году, и с ним ушла целая эпоха — эпоха исканий и расцвета кинематографа, которому мастер посвятил всю свою жизнь.

Очаровал Дом ветеранов кино и Сергея Иосифовича Юткевича. Он считал его своим родным домом и жил здесь вместе с женой вначале наездами, а с 1980 года, постоянно , до конца своей жизни (1985). Сергей Юткетич — гордость советского и мирового искусства. Режиссер кино и театра, педагог, ученый, доктор искусствоведения. Народней артист СССР, лауреат Государственных премии, Герои Социалистического Труда. Все его творчество — результат огромного труда большого художника, исследователя, писателя и, вместе с тем, скромного и глубоко интеллигентного человека.

Ведущая тема, которой С.И.Юткевич занимался на протяжении всего своего творческого пути, — создание образа В.И.Ленина. Впервые он обратился к этому образу еще в 1938 году в фильме «Человеке ружьем». И далее эта тема была развита им уже в содружестве с Е.И.Габриловичем в фильмах «Рассказы о Ленине» , «Ленин в Польше», «Ленин в Париже». Мировая слава Сергея Юткевича еще более упрочилась после выхода фильма «Отелло».

В Доме ветеранов кино помнят радостное событие возвращения: Сергея Иосифовича из Венеции, куда он был приглашен для получения высшей награды Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва» за вклад в киноискусство. Поздравить лауреата прибыли в Maтвеевское и Михалковы — Сергей Владимирович и Никита Сергеевич. Они были восхищены Домом ветеранов кино, которому к тому времени (1982 год) исполнилось пять лёт.

Старший Михалков оставил в книге почетных гостей следующую запись:

«Свидетельствуем, что Дом ветеранов кино — образец Дома творческих работников, заслуживших покой, отдых и возможность все еще творить в отличных условиях. И все это зависит только от тех, кто честно руководит хозяйством».

Михалков

Много, очень много замечательных творцов киноискусства испытали приятное гостеприимство Дома в Матвеевском.

Заслуженная артистка Российской Федерации Елена Алексеевна Тяпкина прожила в Доме ветеранов кино шесть лет, с 1978 до последних дней своей жизни в 1984 году. Она работала в театрах Мейерхольда, Революции, в Малом театре, а с 1926 года начала сниматься в кино («Каштанка», «Дом на Трубной», «Веселые ребята», «На границе», «Светлый путь», «Радуга», «Во имя Родины», «Война и мир», «Анна Каренина»). Играла разноплановые роли русских женщин: от секретаря парткома до княгини. Всех своих героинь актриса наделяла обаянием и силой характера.

Целое созвездие прекрасных актеров советского кино оставило по себе светлую память в Доме ветеранов кино.

Рина (Екатерина) Васильевна Зеленая. Казалось, она жила и будет жить вечно, к удовольствию зрителей и друзей. Свой год рождения она с юмором определяла весьма условно — между 1895 и 1902 годами. Жила она легко, весело и работала весело — была королевой многочисленных эпизодических ролей.

С удовольствием отдыхал в Доме ветеранов кино и Николай Афанасьевич Крючков. Приезжал сюда часто и, будучи человеком общительным, весело проводил время в кругу коллег по кинематографическому труду. Ведь за свою долгую актерскую жизнь народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Николай Крючков снялся более чем в ста фильмах. Он создавал разнообразные, полные обаяния характеры. Это и Андрей Сазонов в фильме «Комсомольск», Клим Ярко — «Трактористы», Кузьма — «Свинарка и пастух», Сергей Луконин -«Парень из нашего города», Сергей Горлов -«Фронт», комиссар Евсюков — «Сорок первый», Корольков- «Дело Румянцева», Уточкин — «Небесный тихоход», начальник — «Жестокость», Семен Тегеран — «Суд», Евсей — «Гнезда» и многие другие.

Выдающий кинорежиссер, Герой Социалистического Труда, Александр Григорьевич Зархи, создатель фильмов, вошедших в золотой фонд советской кинематографии — от «Депутата Балтики» (совместно с И.Хейфицем) до «Анны Карениной». На склоне лет он поселился с женой в Доме ветеранов кино и прожил здесь пять лет.

Доктор искусствоведения Георгий Иванович Куницын долгое время жил и работал в Доме ветеранов кино. Он писал научные труды, из-под его пера вышли книги по истории и теории искусства.

Кинооператор-документалист Василий Андреевич Каштелян был участником Гражданской войны, снимал события на озере Хасан, прошел на фронте всю Великую Отечественную войну. Снимал хронику и документальные фильмы на Дальнем Востоке, Потом работал в Поволжье руководителем Поволжского отделения Союза кинематографистов. На склоне лет Василий Андреевич поселился в Москве, в Доме ветеранов кино. Полюбил этот Дом, радовался тому, что здесь творческий человек не испытывает чувства одиночества. В Доме ветеранов Василий Андреевич прожил 18 лет и скончался в 2001 году в возрасте 96 лет.

Художник-постановщик Арнольд Михайлович Вайсфельд из 70 лет своей творческой деятельности 60 лет отдал «Мосфильму». Участвовал в создании более 30 художественных фильмов. Среди них — «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «У твоего порога», «Если дорог тебе твой дом» и многие другие. Арнольд Михайлович прожил в Доме ветеранов семь лет и все это время продолжал работать — создавал эскизы, рисунки, картины. Он умер в 1996 году в возрасте 91 года. Его супруга Любовь Александровна и сейчас живет в Доме ветеранов.

Анатолий Львович Кубацкий начал сниматься в кино в 1928 году по рекомендации Ю.Завадского и В.Марецкой. На его творческом счету более пятидесяти кинолент, среди которых «Марья-искусница», «Морозко», «Варвара-краса-длинная коса», «Огонь, вода и… медные трубы», «Королевство кривых зеркал», «Щит и меч», «Сорока-воровка», «Дело было в Пенькове», «Анна Каренина». Несколько лет он жил в Доме ветеранов, долго болел и скончался за три дня до наступления 2002 года. Ему было 93 года.

Кинорежиссер военного поколения Григорий Наумович Чухрай прославлен многими картинами, но особую любовь зрителей завоевал фильм «Баллада о солдате» и его замечательный герой Алеша Скворцов. Создатель этой ленты сам прошел всю Великую Отечественную войну, был многократно ранен. В ряду его высоких достижений и такие фильмы, как «Сорок первый» и «Чистое небо». Режиссеру нравилось отдыхать и трудиться в Матвеевском, недаром он провел здесь немало месяцев по творческим путевкам. Его последним произведением стал документальный фильм «Память».

У Веры Семеновны Бирюковой большой стаж творческой работы в киноискусстве. Она была редактором таких фильмов, как «Они были первыми», «Комиссар», «Добровольцы», «Маленькая Вера». Имеет звание заслуженный работник культуры Российской Федерации. В Доме ветеранов кино жила с 1995 года. В 2002 году в возрасте 86 лет Вера Семеновна скончалась.

Дом в Матвеевском всегда был весьма эффективной творческой лабораторией талантливых кинематографистов.

Обладатель «Оскара» за фильм «Москва слезам не верит» режиссер Владимир Меньшов со своими соавторами отрабатывал здесь режиссерский сценарий кинокомедии «Ширли-мырли».

Неразлучный тандем режиссера Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе избрал Дом ветеранов кино своей творческой базой. Два одаренных художника встретились, чтобы никогда не расставаться и радовать зрителей своими произведениями. Вот, что они сами рассказали:

«Почти все наши картины начинались в ДВК. Там дописывался киносценарий, делался режиссерский. Мы заезжали на 3-4 недели и получали уникальную возможность, ни на что не отвлекаясь, плотно работать над проектом. При этом до «Мосфильма» — 15 минут езды. Приезжали операторы и художники, работали над эскизами, с актерами устраивали читки. И уже из Матвеевского уезжали на выбор натуры, кинопробы и съемки. И возвращались как в дом родной, который мы любили и ценили. И до сих пор с благодарностью вспоминаем всех тех, кто окружал нас заботой и вниманием.

Здесь и были подготовлены картины «Охота на лис», «Парад планет», «Плюмбум», «Остановился поезд», «Слуга», «Армавир», «Пьеса для пассажира», «Время танцора». Дай бог, чтобы опять можно было бы приехать в этот Дом заботы и творчества».